Gitarizm

Гитаризм

Конкурс на лучший кавер
Здесь могла бы быть Ваша реклама!
Хотите узнать как играть на гитаре? Гитаризм — лучший самоучитель гитары для начинающих!

Аккордовая теория для гитаристов. Часть 1.


Знание аккордов, игра аккордами, обыгрывание аккордов в соло – это значительная часть гитарной жизни. Наверно, даже большая. Еще в 14 веке в Европе инквизиторы объявили гитару инструментом неправедным, потому что «каждый адекватный парень может быть музыкантом с гитарой». Этой славой гитара обязана аккордам и аккомпанементу, который сравнительно просто освоить в базовых формах. Немного инструментов может себе позволить создать полифонию (аккорды) – кроме гитары и других щипковых это разве что фортепьяно, ксилофоны и на худой конец волынка. Сравните это с огромным множеством скрипок, дудок и человеческих голосов и вы поймете, что гитара заслужила свою популярность.

Многие гитаристы, как и я сам, считают, что на гитаре надо пилить. Шреддить, если хотите. Это действительно привлекает внимание и автоматически ставит на вас знак «виртуоз». Особенно, если пассажи чисты и ритмически точны. Но из-за бесконечных тренировок различных запилов и фраз возникает большой пробел в музыкальности – откуда эти фразы, почему они именно в этом месте, а можно ли сыграть их в другом, могу ли я сам сочинить хорошую фразу? Если гитарист имеет понимание аккордов, гармонии (последовательности аккордов), то он без труда сможет определить, что к чему, и будет гораздо лучше ориентироваться в произведении. Не забуду упомянуть, что знание аккордов и аккордовых схем улучшает слух, позволяет легко ориентироваться на грифе и в жизни в целом.

Итак, начнем с начала. Что такое аккорд? Музыкальная теория говорит нам, что аккорд – это созвучие из трех и более звуков. Созвучие из двух звуков – интервал. Но сейчас не об этом. Если взять гитару и сыграть одновременно три любые струны зажатые на любых ладах – это будет аккорд. Четыре или пять или шесть струн – тоже аккорд. На практике аккорды чаще всего используются в качестве аккомпанемента мелодии – они, проигранные в определенном ритме, создают гармонию – последовательность аккордов, которые поддерживают мелодию. Или, другими словами, мелодия неразрывно связана с аккордами, составляя единое целое.

 На гитаре, в отличие от фортепьяно, музыкант при игре аккордами должен думать не только о них, но и об аппликатуре. Это бич и спасение всех гитаристов. С одной стороны, аппликатура позволяет визуально выучить все основные аккорды, ставить их на разных ладах, что позволяет легко менять тональность, а с другой, на продвинутом уровне недостатки инструмента не позволяют легко брать многие инверсии, некоторые аккорды вообще взять невозможно!

Тоже самое, кстати, многие заметят с табулатурой и нотами. Табулатура проста и визуальна, но только знание нот позволит достичь профессионального уровня. Естественно, я не буду мучить моих читателей, и все примеры будут написаны в табулатуре.

И первый пример будет связан с концепцией 5 позиций. Для аппликатурного удобства гитаристы выдумали 5 основных позиций открытых аккордов, от которых пляшут все остальные аккорды на гитаре, а так же идеи для соло.

Рассмотрим их:

1. Позиция Ля (по-латински – А)
E ----0-----------------------
B ----2------------------------
G ----2------------------------
D ----2------------------------
A ----0------------------------
E ----x------------------------

Этот аккорд – Ля мажор, или A. Напомню, табулатура читается так – сверху вниз расположены струны, начиная от самой тонкой(первой), заканчивая самой толстой(шестой). Цифры – номера ладов, которые надо зажать, ноль значит открытую (незажатую) струну. Крестик значит, что струна не играется.

Это одна из самых распространенных позиций, вот первый аккорд многих гитаристов, Am (ля-минор), который выглядит вот так:
E ----0-----------------------
B ----1------------------------
G ----2------------------------
D ----2------------------------
A ----0------------------------
E ----x------------------------

Он находится как раз в этой позиции. Еще раз напомню удобство такой системы – если вам нужен аккорд B(си-мажор), просто возьмите барре на втором ладу и поставьте то же самое визуально, будет звучать B. Чтобы сыграть Bm(си-минор), зажмите струны как показано на второй табулатуре. На третьем ладу – C, на пятом – D.

И все! И не нужна никакая музыкальная теория! Никаких книжек, построений аккордов, размышлений над интервалами. Гитара дает сравнительно легкий путь к аккордам, его стоит развивать. Конечно, мы обязательно займемся построением аккордов, но в другой статье. А сейчас вернемся к позициям.

2. Позиция Ми (E)
E ----0-----------------------
B ----0------------------------
G ----1------------------------
D ----2------------------------
A ----2------------------------
E ----0------------------------

Cкорее всего, это второй аккорд, который выучили многие из гитаристов. Из тех, кто вообще учил аккорды, конечно…

3. Позиция Ре (D)
E ----2-----------------------
B ----3------------------------
G ----2------------------------
D ----0------------------------
A ----х------------------------
E ----х------------------------

Объясню, почему на некоторых аккордах стоят крестики – это очень просто. Самой низкой нотой аккорда должна быть (в большинстве случаев) его тоника – Ля для Ля-минора или мажора, Ре для Ре-мажора или минора. Если внизу будет звучать другая нота, то аккорд изменится, и, в этих случаях, появится грязь в звуке. Поэтому лучше их не играть – глушить, или не задевать.

4. Позиция До (C)
E ----0-----------------------
B ----1------------------------
G ----0------------------------
D ----2------------------------
A ----3------------------------
E ----x------------------------

5. Позиция Соль (G)
E ----3-----------------------
B ----0------------------------
G ----0------------------------
D ----0------------------------
A ----2------------------------
E ----3------------------------

Итак, мы рассмотрели 5 основных позиций открытых аккордов. Внимательно приглядевшись, вы увидите, что все остальные аккорды - изменения этих основных позиций, так или иначе связаны с ними. Скажу даже больше, большинство соло-фраз тоже связаны с этими позициям, так как они строятся, исходя из звуков аккорда, поэтому знание этих позиций обязательно для гитаристов всех уровней – от кухонного песняра, до стадионного профессионала. В качестве домашнего задания рекомендую посмотреть основные варианты этих аккордов(на примере E это будут Em и E7)и понять, чем они отличаются, и как их поставить аппликатурно.

В следующей статье я напишу об альтерациях и расширениях – как сделать самые простые аккорды интереснее, и разнообразить вашу игру. Удачи!



Агафонов АндрейАвтор:
Агафонов Андрей,
Обучение игре на гитаре,
Тел. 8-916-345-16-50,
Mail: dantehell@mail.ru
Автор: admin